Мониторинг функционирования производственных систем
Что такое производственная система
Производственная система — совокупность технологических систем и систем их функционирования (технического обслуживания и ремонта, метрологического обеспечения и т. п.), предназначенная для изготовления продукции определенного наименования (вида) (ГОСТ Р 50.1.0510-2010).
Что такое мониторинг
Мониторинг — система наблюдений в определенной сфере на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и анализа информации об объекте мониторинга.
Объектами мониторинга:
- процесс выявления и устранения коренных причин возникновения несоответствий и претензий, возникающих на всех этапах жизненного цикла продукции;
- процесс документирования элементов работы;
- процесс подготовки производственного персонала;
- процесс проведения уровневого мониторинга;
- процесс проверки качества;
- процесс управления рисками;
- процесс управления изменениями;
- процесс управления несоответствующей продукцией;
- процесс управления цепями кооперации.
ГОСТ Р ИСО-9001-2015
п. 9.1.2 Удовлетворенность потребителей
Организация должна проводить мониторинг данных, касающихся восприятия потребителями степени удовлетворения их потребностей и ожиданий. Организация должна определить методы получения, мониторинга и анализа этой информации.
Для чего применяется
Непрерывный мониторинг показателей качества обеспечивает:
- однозначное понимание руководителями всех уровней управления необходимых этапов решения оперативных задач при выявлении и устранении коренных причин возникновения несоответствий (в том числе, претензий);
- принятие руководителями всех уровней управления необходимых оперативных решений по устранению коренных причин возникновения проблем (претензий) на основе фактов;
- взаимодействие между уровнями управления на регулярной основе;
- верификацию плана управления качеством;
- переход от устранения проблем (претензий) к их предотвращению;
- выявление в производственных процессах операций с высокой вероятностью возникновения проблем (претензий);
- оценку и планирование изменений;
- постоянное повышение персоналом уровня знаний для снижения рисков возникновения проблем (претензий);
- взаимозаменяемость персонала;
- снижение негативного влияния «человеческого фактора» на качество;
- применение единой модели мониторинга показателей, характеризующих процессы функционирования СМК во всех организациях, участвующих в кооперации.
- информирование всех заинтересованных лиц о выявлении несоответствий, о фактах изоляции подозрительной и несоответствующей продукции из производственного процесса, об изменении фактического уровня качества изделий в процессе их производства, о результатах деятельности организации по вопросам качества.
- повышение доли продукции, годной с первого предъявления, скорости установления причин возникновения дефектов, скорости обмена объективной информацией о состоянии производственной системы организаций в цепи кооперации.
- сокращение времени решения проблем в цепи кооперации, вероятности возникновения несоответствий и претензий, времени принятия управленческих решений, издержек в производственной системе, времени от возникновения дефекта до его обнаружения.